Многие ремонтные мастерские тратят уйму времени и денег на доработку деталей, которые вырезаны на машине плазменной резки. Доработка заключается в снятии окалины или исправлении размерных погрешностей. Некоторые проблемы с качеством резки вызваны проблемами с механикой и электрической частью старых или плохо обслуживаемых машин для резки, другие проблемы связаны с самим процессом плазменной резки. Если в уравнении для качества резки так много неизвестных, возникает вопрос: каким образом оператору резака плазменной резки начать поиск и устранение проблем с качеством резки? Здесь мы обсудим критически важные переменные процесса, которые влияют на точность размеров детали, вырезаемой с использованием системы плазменной резки. Тщательно контролируя эти переменные, оператор может минимизировать или устранить проблемы с размерами и, соответственно, связанные с ними затраты на доработку деталей или их утилизацию.

Разрез — это пустота, образующаяся в процессе плазменной резки, или объем металла, который снимается плазменной дугой. Плазменная дуга динамична (ее размер и форма меняются в зависимости от силы тока, напряжения, потока газа и скорости перемещения резака); с изменением размера или формы столба плазменной дуги изменяются и характеристики разреза. Размер сопла также напрямую влияет на ширину разреза, поскольку отверстие сопла сжимает поток плазмообразующего газа до определенного диаметра. (Сопла имеют размер в соответствии с номинальной силой тока: чем больше отверстие, тем больше передаваемая через него мощность). Общее правило оценки ширины разреза — умножить величину отверстия сопла на 1,5. Например, сопло для воздушно-плазменной резки на 200 А с отверстием 2,18 мм формирует разрез шириной приблизительно 3,28 мм.

ЧПУ, которые применяются в системах резки плазменной дугой, имеют настраиваемый параметр «Коррекция на ширину разреза». Оператор или программист вводит значение коррекции на ширину разреза, которая, как правило, равна ширине разреза (в некоторых ЧПУ для указания ширины разреза используется символ _). Затем ЧПУ автоматически рассчитывает коррекцию для ширины резки, помещая разрез на отходную часть детали. Чтобы узнать правильное значение коррекции на ширину разреза, операторы часто прибегают к методу проб и ошибок. Сначала они оценивают величину разреза по общему правилу или физически измеряют его. Таким образом они получают начальное значение. Затем они вырезают образцы, измеряют их, увеличивают или уменьшают коррекцию на ширину разреза, после чего этот процесс повторяется до тех пор, пока не будут найдены правильные размеры.

Разрез слишком широкий (деталь слишком маленькая)

Эта проблема может быть вызвана износом сопла, большим расстоянием между резаком и заготовкой (соответствующим ему большим дуговым напряжением), слишком большой силой тока, неправильной скоростью потока газа или низкой скоростью. Каждое из этих отклонений указанных переменных приводит к увеличению размеров столба дуги, поэтому разрез становится шире. Если установлено неправильное (меньше необходимого) значение коррекции на ширину разреза, на выходе будет деталь недостаточного размера. Разрез слишком узкий (деталь слишком большая). Эта проблема может быть вызвана недостаточным расстоянием между резаком и заготовкой (соответствующим ему низким дуговым напряжением), неправильной силой тока, слишком высокой скоростью потока газа или высокой скоростью. Каждое из этих отклонений указанных переменных приводит к уменьшению размеров столба дуги, поэтому разрез сужается. Если установлено неправильное (превышающее необходимое) значение коррекции на ширину разреза, на выходе будет деталь большего размера.

Угол скоса — это угол кромки реза

Резка с углом скоса 0° — это прямая резка перпендикулярно заготовке материала. В большинстве плазменных резаков вихревой поток плазмообразующего газа движется по часовой стрелке, поэтому более ровная кромка получается на правой стороне разреза при движении резака вперед. Типичные углы скоса для традиционных плазменных резаков лежат в диапазоне 1–3 градуса на «хорошей» стороне реза и 3–8 градусов на противоположной стороне. Системы плазменной резки со строгими допусками позволят получить еще меньшие углы скоса. Несмотря на то, что при плазменной резке определенный скос кромок неизбежен из-за формы потока газа, исходящего из сопла резака, этот скос можно минимизировать. Если угол скоса превышает 5 градусов, это может свидетельствовать о проблеме с параметрами машины плазменно-дуговой резки.

(Чрезмерный скос) Положительный скос

Положительный скос на срезе
Положительный скос - верхняя грань детали меньше нижней

Эта проблема может быть вызвана износом сопла, большим расстоянием между резаком и заготовкой (соответствующим ему большим дуговым напряжением), неправильной силой тока или слишком высокой скоростью резки. Каждое их этих отклонений указанных переменных приводит к запаздыванию дуги, поэтому к верхней грани разреза прикладывается больше энергии, чем к нижней. В результате разрез получается широким вверху и узким внизу. Неправильное направление реза вокруг детали также может привести к формированию слишком большого положительного угла скоса. Деталь с чрезмерным положительным скосом по периметру может также иметь на нижней кромке затвердевшую полосу окалины, образовавшейся при резке на высокой скорости.

Отрицательный скос

Отрицательный скос на срезе
Отрицательный скос - нижняя грань детали меньше верхней, подрезание

Эта проблема может быть вызвана недостаточным расстоянием между резаком и заготовкой (соответствующим ему низким дуговым напряжением), слишком большой силой тока или низкой скоростью. По этим причинам дуга снимает больше материала в нижней части листа. Обычно однообразный отрицательный скос по периметру детали сопровождается окалиной, сформировавшейся на низкой скорости резки.

Неоднородный скос

Неоднородный скос: на срезе показана вогнутая и выгнутая поверхность
Положительная поверхность резки - положительный и отрицательный скос на одной заготовке

Как правило, эта проблема возникает при использовании неисправного сопла, отклонении резака от перпендикулярного положения или разбалансировке положения электрода и сопла. По этим причинам дуга отклоняется от прямой траектории при резке материала. Часто бывает так, что одна сторона квадратной детали имеет положительный скос, а другая — отрицательный. В поперечном сечении деталь выглядит как параллелограмм, а не прямоугольник. Иногда поверхность резки может быть неровной: вогнутой с одной стороны и выгнутой с другой. Все указанные характеристики — это признаки сильно изношенных или разбалансированных деталей.

Связанное содержимое

Many fabrication shops spend a lot of time and money reworking parts that were cut on the plasma machine to remove dross or correct dimensional inaccuracies. Some of these cut quality problems are caused by mechanical and electrical problems of an old or poorly maintained cutting machine; others are related to the plasma process itself. With so many variables in the cut quality equation, how does a plasma torch operator begin to troubleshoot a cut quality problem? Here we discuss the critical process variables that affect dimensional accuracy of a plasma cut piece. By carefully controlling these variables, the operator can minimize or eliminate dimensional problems and the associated costs of secondary operations or scrap parts.

Diagram of kerf width and bevel

Kerf is the void created by the plasma cutting process, or the amount of metal removed by the plasma arc. The plasma arc is dynamic (it changes in size and shape depending on amperage, voltage, gas flow and velocity of the moving torch) and so as the plasma arc column changes so does the kerf. Nozzle size also has a direct affect on kerf width since the nozzle orifice constricts the plasma gas jet to a particular diameter. (Nozzles are sized according to amperage rating: the bigger the hole the more power it can handle.) A good rule of thumb for estimating the kerf width is to multiply the nozzle orifice size by a factor of 1.5. For example a 200 amp air nozzle with an orifice of .086", will have a kerf width of approximately .129".

CNC controls for plasma arc cutting have an adjustable parameter called kerf compensation. The operator or programmer enters a value for kerf compensation that is usually equal to the kerf width, (some controls use _ the kerf width). The CNC then automatically calculates to compensate for the width of the cut, keeping the kerf on the waste side of the part. To find the proper kerf compensation value, operators often use a trial and error method. They first estimate the kerf using the rule of thumb or physically measure it to get an initial value. They then cut test pieces, measure them, adjust the kerf compensation up or down, and repeat the process until the part measures correctly.

Kerf too wide (part too small)

This problem can be caused by a worn nozzle, high torch standoff (arc voltage), excessive amperage, inadequate gas flow, or low speed. Each of these variables will cause the arc column to grow, widening the kerf. An incorrect (small) kerf compensation value will also cause an undersized part. Kerf too narrow (part too big). This problem can be caused by low torch standoff (arc voltage), inadequate amperage, excessive gas flow, or high speed. These variables cause the arc column to shrink, narrowing the kerf. An incorrect (large) kerf compensation value will also cause an oversized part.

Bevel angle is the angle of the cut edge

A cut with 0° bevel is a straight cut, perpendicular to the plane of the material. Most plasma torches use a clockwise swirling flow of plasma gas, which produces a straighter cut on the right hand side of the kerf with respect to forward torch motion. Typical bevel angles for conventional plasma torches range from 1-3 degrees on the "good" side of the cut and 3-8 degrees on the "bad" side of the cut. High tolerance plasma cutting systems can achieve even lower bevel angles. Although some bevel is inherent in the plasma process due to the shape of the gas jet as it exits the torch nozzle, it is possible to minimize it. Bevel angle greater than 5 degrees may indicate a problem with PAC machine parameters.

(Excessive) Positive bevel

Positive bevel shown on a cut away
Positive bevel - top of part smaller than bottom

This problem may be caused by a worn nozzle, high torch standoff (arc voltage), inadequate amperage, or excessive speed. All of these variables cause the arc to lag which causes more energy to contact the top of the kerf than the bottom. As a result, the kerf is wide at the top and narrow at the bottom. Improper cut direction around the part may also cause excessive positive bevel angle. A part with excessive positive bevel all around it may also have a hard bead of high-speed dross at its bottom edge.

Negative bevel

Negative bevel shown on a cut away

Negative bevel - bottom of part smaller than top, undercutting

This problem can be caused by low torch standoff (arc voltage), excessive amperage, or low speed. These parameters cause the arc to remove more material at the bottom of the plate. Usually a consistent negative bevel around the part is accompanied by low speed dross.

Irregular bevel

Irregular bevel - concave and convex cut surface shown on a cut away
Positive cut surface - positive and negative bevel on the same piece

This problem usually indicates that the nozzle has failed, the torch is out of square or the electrode and nozzle are misaligned. These variables cause the arc to deviate from a straight path through the material. Often one side of a square part will have a positive bevel and the opposing side a negative. The cross section of the part looks like a parallelogram rather than a rectangle. Sometimes the cut surface may not be flat, but rather concave on one side and convex on the other. These are all signs of severely worn or misaligned parts.